СУТЬ ЧЕЛОВЕКА заключается в возможности творческого преобразования действительности. Цель духовной эволюции человека заключается в достижении такого проявления творческой энергии, когда преобразования идут на благо (или с учетом блага) всего человечества. Для этого у человека есть три главных движущих силы: - способность к активному познанию, проявляющаяся в развитии мышления (критического и творческого); - способность к нравственным чувствам, главным из которых является любовь, проявляющаяся в эмпатии к другому, иному, а в конечном итоге к каждому; - воля, понимаемая в двух аспектах: как свободная воля и как способность к аккумулированию и управлению достаточным количеством ресурсов (энергии) для осуществления творческих преобразований. Эти три движущие силы, подобно лепесткам пламени, ищут своей реализации, толкая человека на внутренние изменения. Личность человека должна постоянно трансформироваться под воздействием этих трех движущих сил. Неосознанное отношение к этому процессу может привести человека к внутренним кризисам, психологическим проблемам, болезням и деградации личности. Кроме того, недостаточная развитость этих трех компонентов приводит к различным искажениям в проявлении творческой энергии. Рассмотрим их подробнее. Неразвитость первого компонента -мышления, ведет к поверхностному познанию действительности, что в итоге приводит к неспособности произвести значимые преобразования или к созданию нежизнеспособных творений. Активное познание, начинающееся в детстве с любознательности должно вести к творческим преобразованиям, основанным на этом познании. Неудачи в таких попытках должны стимулировать более глубокое познание. И так до конца жизни. Если неудачи в преобразовании ведут к разочарованию и остановке творческого проявления, то мы получаем деградацию этого компонента. Это выражается либо в интеллектуальном снобизме (при развитых процессах мышления), либо в переходе к пассивному потребление информации, не задействующему механизмы мышления (бесцельный скроллинг социальных сетей, невыборочный просмотр телевизионных передач). Такие люди часто становятся объектами политических манипуляций, так как их критический компонент (способность задавать вопросы и активно самостоятельно искать на них ответы) не получает должной тренировки. А если к этому добавляется искажение во втором компоненте - нравственном чувстве, проявляющееся в страхе, то потребление информации может стать защитным механизмом для поиска путей оправдания агрессивных действий других людей, в том числе собственного государства. Такие действия временно снимают тревогу, вызванную очевидным нарушением нравственного чувства и даже приводят к эйфорическим состояниям, ощущаемым как значительный душевный подъем. Но не следует забывать, что эйфория не является безопасным чувством. За ним, как известно может последовать глубокая депрессия и разочарование. На нравственное чувство обратим особое внимание, так как именно оно на данном этапе эволюции человечества является определяющим для его развития и даже критичным для его дальнейшего существования. Напомню, что главным нравственным чувством является любовь, проявляемая как эмпатия к другому, а в конечном итоге к каждому. Неразвитость этого компонента человеческой сути приводит к узкому пониманию хорошего как блага для себя или своей группы (семьи, клана, нации, религиозной конфессии) без учета остальных представителей человечества. Такая искаженная форма любви неизбежно ведет к разделению на "своих" и "чужих", "достойных" и "недостойных", а в конечном итоге приводит к своей противоположности – страху перед другими, иными, непонятными. Страх направляет мышление по пути поиска вариантов ограничения проявлений других людей, вплоть до оправдания их уничтожения. Искусственно создаваемый страх в масштабах государства – залог поддержки любой войны. Любовь же направляет мышление в сторону поиска возможностей благих преобразований для всех. Теперь поговорим о третьем компоненте – воле. Ее неразвитость приводит к неспособности сконцентрировать достаточную энергию (ресурсы), невозможности управлять процессом преобразования, а в конечном итоге к нереализованности. Свобода является необходимым аспектом воли. Государство, лишающее своих граждан свободы творческого проявления (вводя любые формы цензуры, используя административный ресурс для контроля над свободой творческого проявления), лишает себя потенциала к эволюционным изменениям. Поэтому как бы ни хотелось консервативно настроенным гражданам запретить всех неугодных, непонятных, других, это может привести только к деградации общества, лишая его необходимого аспекта творческих преобразований. Кроме того, запрет на свободу воли может приводить к искажениям в виде деструктивных форм поведения, что тоже не идет на благо общества. Волевой аспект также предъявляет повышенные требования к развитости нравственного чувства. Крайне важно, чтобы человек с развитой волей совершал преобразования во благо (с учетом блага) всего человечества (а не только себя, семьи, клана, нации, религиозной конфессии). Воля без любви ведет ко вседозволенности. А аспект страха перед иными приобретает качество агрессии по отношению к другим и может трансформироваться в разрушительную силу. Соединенная же с любовью воля приобретает качество трансформирующей энергии. Её мудрость находит такой путь для этих преобразований, которые учитывают благо всех, являя образцы милосердия и сострадания. Люди, обладающие высоким развитием всех трех компонентов, способны производить действительно значимые преобразования в окружающей действительности, и вести человечество к дальнейшей духовной эволюции. P.S. С первым днём весны вас, друзья. С пожеланием внутренних изменений, ведущих к благим преобразованиям.